Гадать нельзя исследовать: как знание аудитории помогает HR-менеджеру

Опросы и исследования — важная часть построения стратегий бизнеса и маркетинга, ведь решение любых маркетинговых задач основывается на реальных проблемах и нуждах целевой аудитории. Не секрет, что HR — тоже своего рода маркетолог. На его плечи ложится много маркетинговых обязанностей: развитие бренда работодателя, продвижение вакансий, привлечение соискателей и формирование имиджа компании в целом.

Наиболее простой способ узнать, что на самом деле думает ваша аудитория, — спросить у неё напрямую. Скорее всего, ответы разрушат некоторые ваши гипотезы и добавят новых идей. Именно этим занимается hhResearch, проект службы исследований HeadHunter — проводит для работодателей и представителей бизнеса опросы и готовит аналитику рынка труда. Вооружившись такими знаниями, куда проще составить портрет аудитории, к которой обращаются рекламные кампании, выявить потребности и особенности потенциальных сотрудников.

Давайте разберем несколько ситуаций, когда опрос и исследования рынка помогают решать актуальные задачи в области бизнеса и HR.

Кейс#1. Подбор ИТ-специалистов

Поиск и привлечение ИТ-специалистов — головная боль для многих рекрутеров на протяжении уже долгого времени. А иногда требуется укомплектовать целый ИТ-отдел. При этом конкуренция за специалистов в сфере ИТ продолжает расти.

Даже самые крупные компании этой отрасли, которые вроде бы должны знать желания разработчиков как свои собственные, сталкиваются с одними и теми же вопросами. Где искать специалистов? Чем привлечь? Сколько им платить? Почему они уходят к конкурентам?

Пример

В ходе опроса удалось понять, какие факторы при выборе работодателя имеют больший вес именно для ИТ-специалистов. Например, уровень заработный платы — важный фактор и для айтишников, и для представителей других специальностей, однако привлекательность проекта и задач, удобный график и профессионализм команды играют для работников ИТ-сферы более важную роль, чем для всех остальных.

Сравнение факторов выбора работодателя ИТ-специалистами и сотрудниками других специализаций

Гадать нельзя исследовать: как знание аудитории помогает HR-менеджеру

Если вы готовы предложить все эти условия своим сотрудникам, важно понимать и то, как им об этом рассказать. А делать это лучше в привычном для них пространстве и через ресурсы, которые вызывают у них доверие.

Как показало наше исследование, новостные сайты, периодика и печатные издания — не те источники, к которым разработчики обращаются чаще всего. Зато популярны тематические блоги, авторские статьи в «гиковских» медиа и площадки, где можно обмениваться опытом, связанным с программированием и технологиями.

Основные каналы получения профессиональной информации ИТ-специалистами

Гадать нельзя исследовать: как знание аудитории помогает HR-менеджеру

Кейс#2. Поиск молодых специалистов

Еще одна постоянно актуальная задача — привлечение молодых талантливых специалистов. Как и у работников ИТ-сферы, у них свой взгляд на рынок труда, и идеального работодателя они тоже видят по-своему.

Пример

По данным Исследовательского центра портала для молодых специалистов Career.ru, для тех, кто только начинает свою карьеру, не имеют большого значения социальные льготы, стабильность компании на рынке и расположение офиса.

Важнее всего для них — возможность обучаться и расти как специалист, а также перспектива будущего подъема по карьерной лестнице.

Три наиболее важных аспекта, на которые обращают внимание при выборе работодателя

Гадать нельзя исследовать: как знание аудитории помогает HR-менеджеру

Кроме того, в ходе исследования выяснилось, что при выборе работодателя большинству молодых специалистов важна социальная миссия, которую выполняет компания.

Важна ли социальная миссия, которую выполняет компания своим бизнесом?

Гадать нельзя исследовать: как знание аудитории помогает HR-менеджеру

Чтобы привлекать молодых и перспективных работников, также имеет смысл задуматься об экофрендли-политике. Во всяком случае, поддержку экологических инициатив многие считают важным и желательным фактором.

Важно ли, чтобы компания поддерживала экологические инициативы?

Гадать нельзя исследовать: как знание аудитории помогает HR-менеджеру

Кейс#3. Обучение и развитие сотрудников

Если вы занимаетесь организацией обучения сотрудников в компании либо работаете над реализацией проекта, связанного с обучением, важно представлять, в какую сторону движется рынок труда и какие форматы обучения наиболее актуальны в данный момент. В этом случае аналитика тоже принесет пользу, очертив круг потребностей и запросов аудитории.

Пример

Мы провели опрос, чтобы узнать, чему соискатели хотели бы обучиться в первую очередь. Исследование мнений показало, что среди онлайн-курсов, востребованных для самостоятельного изучения, лидируют программы по английскому языку, который незаменим для работы с иностранными партнерами. Также соискателей интересуют развитие персональной карьерной траектории и управленческие стратегии.

Какие курсы вам были бы интересны для самостоятельного онлайн-изучения?

Гадать нельзя исследовать: как знание аудитории помогает HR-менеджеру

Также мы составили рейтинг направлений в обучении в зависимости от уровня образования. Как показывает исследование, английский язык, развитие личной карьеры и управление персоналом актуальны для всех категорий опрошенных.

В особенности изучать английский стремятся обладатели высшего и незаконченного высшего образования. Те, кто имеет среднее и среднее специальное образование, также заинтересованы в английском языке, однако в значительно меньшей степени, чем первые две группы, интересуются обучением в сфере ИТ. Зато все группы показали практически одинаковую заинтересованность в повышении личной эффективности.

Рейтинг онлайн-курсов в зависимости от уровня образования кандидата

Гадать нельзя исследовать: как знание аудитории помогает HR-менеджеру

Таким образом, опросы позволяют создать представление об аудитории и дают материал для самых разных видов аналитики. Собрав данные, можно лучше понять потенциальных сотрудников, сформировать команду мечты, сделать выгодные вложения. В конце концов, кто владеет информацией, тот владеет рынком труда.

Конечно, опрос — это лишь одна из составляющих исследования рынка. Если вам необходимо сформировать стратегию развития продукта или сервиса, потребуется более глубокое понимание тенденций и конъюнктуры рынка, а также более масштабное исследование.